В ВШ ЮиСТЭ обсудили вопросы инженерно-технических и железнодорожно-транспортных экспертиз

11 Октября 2024
332
События
В ВШ ЮиСТЭ обсудили вопросы инженерно-технических и железнодорожно-транспортных экспертиз

8 октября 2024 года в ВШ ЮиСТЭ состоялась научно-практическая конференция «Применение цифровых технологий при производстве железнодорожно-транспортных экспертиз».

Конференция была организована Высшей школой юриспруденции и судебно-технической экспертизы и Научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом подвижного состава.

С приветственным словом к участникам конференции обратились: старший прокурор 3 отдела (кассационного) (с дислокацией в Санкт-Петербурге) Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции Кункевич Любовь, первый заместитель прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, государственный советник юстиции 3 класса Городков Юрий, академик Казахской академии естественных наук, д.ф-м.н., профессор Кожахметов Серик, советник ректора Бакинского индустриального университета Вердиев Рассим, декан факультета социально-гуманитарных наук Андижанского государственного педагогического университета Саматов Дилшодбек, заведующий кафедрой электронных технологий Азербайджанского технического университета д.т.н., профессор Метанат Мехрабова, директор Центрального музея железнодорожного транспорта Мителенко Владимир.

«Сегодня железнодорожный транспорт остается предметом национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение его бесперебойного функционирования профессиональная задача всех субъектов производства, обеспечения, контроля и надзора. Настоящая конференция - первая в новейшей истории России дискуссионная площадка, собравшая не только представителей юридической науки, но непосредственно специалистов железнодорожного транспорта, судебных инженерно-транспортных экспертов, работников прокуратуры, следственных органов и суда. Вопросы разработки цифровых технологий и новейших методик актуальны в научно-образовательной и профессиональной деятельности Центра судебных экспертиз Политехнического университета Петра Великого», - отметил директор Высшей школы юриспруденции и судебно-технической экспертизы Дмитрий Мохоров.

На пленарном заседании были заслушаны доклады:

  • «Комплексные инженерные исследования причин сходов подвижного состава методами компьютерного моделирования» (Спиров Андрей Владимирович - заведующий отделением динамики и прочности подвижного состава и инфраструктуры АО «ВНИКТИ»);
  • «Стандартизация и сертификация элементов подвижного состава и инфраструктуры ЖДТ» (Белова Елена Евгеньевна - начальник Научного центра стандартизации и метрологии технического регулирования АО «ВНИКТИ»);
  • «Надзорная деятельность прокуратуры в обеспечении безопасности граждан на транспорте» (Холоденко Ольга Валерьевна, прокурор отдела Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, советник юстиции);
  • «Использование результатов железнодорожно-транспортных экспертиз в расследовании преступлений» (Ильин Николай Николаевич, заведующий научно-исследовательским отделом Московской академии Следственного комитета им. А.Я. Сухарева, доктор юридических наук, доцент, подполковник юстиции);
  • «Процессуальные особенности использования программных средств в железнодорожно-транспортных экспертизах» (Исаев Александр Владимирович, руководитель программы «Судебная экспертиза» ВШ ЮиСТЭ, канд. техн. наук, судебный эксперт, Худякова Ольга, эксперт) .

Докладчики совместно с участниками конференции обсудили проблемные вопросы производства железнодорожно-транспортных экспертиз, в частности — использование программы «Универсальный механизм» при моделировании процесса схода подвижного состава.

Учёные-транспортники проявили большой интерес к работам ВШ ЮиСТЭ и Академии СК в области теории и практики инженерно-транспортных экспертиз, а судебные эксперты — в свою очередь — к возможностям программы «Универсальный механизм» и к натурному моделированию процесса схода подвижного состава, которое проводило АО «ВНИКТИ» на своём полигоне.

Представили ВШ ЮиСТЭ познакомили учёных-транспортников со своими методами натурного моделирования процесса схода (динамическое воздействие на колёсную пару, движущуюся по рельсовому пути) и с разработанными научной группой ВШ ЮиСТЭ методиками определения полного остановочного пути поезда.

Говоря о железнодорожно-транспортной экспертизе, нельзя не вспомнить роль учёных и выпускников Петроградского политехнического института в этой сфере.

Историческая справка:

Роль учёных и выпускников Петроградского политехнического института в разработке методов железнодорожно-транспортных экспертиз

Большой вклад в разработку методов инженерно-транспортной экспертизы внесли выпускники ныне Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого (Петроградского политехнического института) – Бронислав Людвигович Карвацкий (1881-1971, выпускник 1924 г) и Валентин Филиппович Егорченко (1892-1952, выпускник 1917 г). С их именами связана разработка методов конструирования тормозных систем и расчёта тормозных систем поездов.

С 1920 по 1924 г. в Петроградском политехническом институте работал профессор Александр Сергеевич Раевский – один из ведущих русских учёных-локомотивщиков, именем которого назван проспект недалеко от главного здания Политехнического университета, и который 100 лет назад принимал участие в постройке первого советского тепловоза конструкции Я.М. Гаккеля. Благодаря А.С. Раевскому в Политехническом институте состоялось личное знакомство Б.Л. Карвацкого и изобретателя первой советской системы торможения поездов Ф.П. Казанцева. В дальнейшем оба изобретателя продолжили работу над тормозными системами, а Бронислав Людвигович Карвацкий стал доктором технических наук, профессором Московского института инженеров транспорта (ныне - Российского университета транспорта (МИИТ)). Его научные труды вкупе с конструкторской деятельностью создали надлежащую теоретическую и практическую базу для практиков тормозного дела, к которым относятся и железнодорожно-транспортные эксперты.

Выпускник Петроградского политехнического института В. Ф. Егорченко работал в петроградской Конторе опытов над типами паровозов, в 1924 г. участвовал в испытаниях тормозной системы Ф.П. Казанцева, а в 1925 г. издал первый в российской транспортной истории труд по тормозным расчётам, в котором были приведены номограммы для определения тормозного пути в зависимости от скорости движения, величины спуска и количества тормозных осей. Принцип, изложенный В.Ф. Егорченко, до сих пор используется в практике экспертов-транспортников и прекрасно дополняет труды Б.Л. Карвацкого

За свои труды в области тяги и торможения поездов В.Ф. Егорченко была присвоена учёная степень доктора технических наук (без защиты кандидатской и докторской диссертаций) и звание профессора. Оба профессора – Карвацкий и Егорченко – также имели персональные звания «генерал-директор тяги третьего ранга» Персональное звание высшего начальствующего состава железнодорожного транспорта с 1943 по 1955 гг., соответствовало генерал-майору). Можно смело утверждать, что Политехнический университет Петра Великого дал «путёвку в жизнь» профессорам Б.Л. Карвацкому и В.Ф. Егорченко - разработчикам методов, которые легли в основу железнодорожно-транспортной экспертизы.

 

Видеозапись с заседания конференции: